Любые расходные детали, включая подшипники, периодически выходят из строя. Достаточно часто это происходит из-за перегрева изделия.
Причины, вызывающие перегревание
Основными можно считать:
- некорректно подобранный тип подшипника;
- его неправильный монтаж;
- перегрузку в процессе работы;
- попадание во внутреннюю полость пыли, грязи, иных инородных элементов;
- недостаточный отвод тепла;
- переизбыток или недостаток смазки;
- перегрев деталей, смежных с изделием;
- превышение установленного срока эксплуатации.
Основные признаки перегрева
Понять, что температура подшипника превысила рекомендуемую, возможно по посторонним шумам, которые возникают при его работе. Визуально на это указывает изменение цвета элементов конструкции подшипника, которое может происходить в диапазоне от золотистого (жёлтого) до синего (голубого) в различной тональности.
В экстремальных случаях наблюдается деформация подшипника (разрушаются уплотнения и/или сепаратор, в первую очередь, полимерные).
Смазка может потерять нужные свойства. Высокие температуры приводят к снижению вязкости последней (особенно пластичных марок), и вытеканию из внутренних полостей. Значительное превышение температурного режима может стать причиной синерзиса (расслоения) консистентной смазки.
В этом случае базовое масло (жидкая фракция) вытекает. Во внутренней полости остаётся только загуститель (сухое мыло). В результате подшипник клинит.
Как выполнить диагностику перегрева
С целью оперативного исключения причин, приводящих к перегреву изделия, рекомендуется периодически выполнять диагностику подшипника.
Работы следует начать с ответа на вопрос, подходит ли выбранный тип изделия к тому механизму, в котором он установлен.
Затем проверяется организация охлаждения и теплоотвода, после этого, корректность организации смазывания и качество смазочных материалов.
Попадание абразивных загрязнителей в смазку существенно сокращает сроки эксплуатации, поэтому её требует регулярно менять и очищать поверхности подшипника.
Далее уточняется проблема, приводящая к перегреву, выявляется её источник. Если неисправен весь узел, в котором смонтирован подшипник, температура повысится у всех, составляющих его, деталей.
Последствия перегрева
Превышение допустимых температур может привести к возникновению следующих неисправностей:
- снижению фактической твёрдости стали, из которой изготовлены обоймы и тела качения;
- падению величины допустимых внешних нагрузок;
- деформации элементов конструкции подшипника;
- снижению качества смазывания либо полному разрушению смазки;
- возгоранию последней.
В результате, с высокой степенью вероятности, подшипник сломается.
Профилактика возможного перегрева
В перечень операций, и своевременное выполнение, которых, исключает перегрев изделия, можно включить:
- периодическое промывание системы смазки (в рамках ТО)
- мониторинг температурного режима;
- систематический контроль организации смазки;
- обеспечение бесперебойного функционирования системы теплоотведения (принудительного и естественного охлаждения);
- проверку корректности выполнения монтажа и положения изделия;
- монтаж высокотемпературных подшипников.
Отдельно следует отметить причины перегрева при выполнении монтажа подшипника, с использованием нагрева последнего.
Подобные технологии используются в случаях, когда холодная установка изделия технически невозможна, либо требуется поменять метод впрыска масла. В этих случаях разогревают подшипник в сборе, либо его посадочную обойму.
Потребное количество тепла определяется с учётом типа посадки и фактического размера обоймы. Оптимальный диапазон разогрева (90-110) °С.
При выполнении операции запрещено:
- нагревать подшипник качения стандартного типа до температур, превышающих 120°С.
Это может поменять структуру материала подшипника, привести к геометрическим изменениям его формы и размеров.
- Экранированные (герметичные) типы подшипников, имеющие в суффиксе маркировки 2RS, RS, 2LS, 2Z и им подобные, нельзя разогревать в масляных ванных и на конфорках;
- в процессе нагрева изделия необходимо обеспечить действенное регулирование фактической температуры. В противном случае, можно перегреть обоймы;
следует полностью отказаться от разогрева подшипника (его обоймы) открытым огнём, паяльниками, горелками. Это может спровоцировать локальный перегрев.