Подбор необходимого типа подшипника имеет определённый алгоритм, и предусматривает пошаговую оценку выбираемого изделия. Если выбор произведён правильно, то приобретается и устанавливается модель, оптимально соответствующая конструкции устройства и условиям его эксплуатации.
- Какие параметры анализируются при выборе подшипника качения?
-
- В первую очередь, определяется направление прилагаемой нагрузки (относительно вала) и её величина.
Эти параметры являются основополагающими при выборе. Незначительные нагрузки и малые посадочные диаметры валов, это основание для первоочередного выбора шарикоподшипников. Значительный диаметр и нагрузка изначально подразумевает использование роликоподшипников. У последних большая жёсткость, относительно шариковых (равной геометрии), и способность воспринимать значительные нагрузки.
-
-
- Подшипники упорного типа рассчитаны только на восприятие нагрузки с вектором приложения по направлению оси вращения. Одинарные модели воспринимают однонаправленную, двойные, разнонаправленную осевую нагрузку.
- Только аксиальные нагрузки способны воспринимать подшипники трёх типов:
-
- игольчатые;
- модели с цилиндрическими роликами обе обоймы которых не имеют бортов;
- тороидальные.
Остальные аксиальные подшипники способны единовременно воспринимать разнонаправленные нагрузки (осевую, в меньшей или большей степени).
-
-
- Для восприятия комбинированных нагрузок востребованы шариковые радиально-упорные модели и роликовые, с телами качения конической формы.
-
Величина угла контакта определяет значение допустимых величин осевой грузоподъёмности (увеличиваются с ростом значения угла).
-
-
- Ожидаемая несоосность в процессе работы требует использования сферических подшипников с различными телами качения (самоустанавливающихся).
- Скорость вращения стоит на втором месте по значимости. Наличие сепаратора обеспечивает эксплуатацию с более высокой частотой вращения. В первую очередь, данное утверждение верно для роликоподшипников (включая игольчатые).
-
В отдельных случаях, стремление обеспечить максимальные скорости вращения, приводит к снижению допустимых воспринимаемых нагрузок.
-
- Требуемый срок эксплуатации достигается качественной защитой внутренней полости от попадания инородных загрязнителей и влаги.
Для этого отдельные подшипники выполняются в закрытом исполнении и комплектуются уплотнениями из разных материалов и различного конструктивного исполнения. Выбор последних определяется:
- типом используемой смазки;
- внешними условиями эксплуатации;
- скоростью вращения;
- внутренним давлением в подшипнике.
-
- Типы действующих нагрузок (постоянные, ударные, переменные, вибрационные);
- Материалы изготовления элементов подшипника (металл, керамика, пластик, комбинированное изделие).
Кроме этого, во время выбора, обращается внимание на такие значения, как:
- пространство, имеющееся для выполнения монтажа;
- требуемая точность вращения;
- малошумность;
- допустимая величина осевых смещений;
- индивидуальные требования технического характера.
Определившись по каждому из вышеперечисленных пунктов, следует выполнить расчёт к-та работоспособности и, опираясь на полученное значение, выбрать нужный подшипник из справочных таблиц (ГОСТ, для российских, ISO/DIN, для импортных).
-
- Выбирая подшипник качения для установки в конкретное устройство (механизм), потребитель стремится получить изделие, гарантированно обеспечивающее требуемые эксплуатационные характеристики при минимуме расходов.
Важную роль играет прочность изделия и номинальный ресурс подшипника. Кроме этого учитываются такие ключевые факторы, как:
- тип смазки и реализованный способ подачи;
- класс зазора;
- тип посадки в корпусе и на валу;
- способ центрирования сепаратора и материал его изготовления;
- требования, предъявляемые к точности;
- стабильность геометрических размеров;
- типы уплотнений;
- метод ТО и установки.
- Выбор подшипника скольжения
Основополагающий фактор выбора, характер реализованного трения. Последнее может быть:
- граничным;
- жидкостным;
- смешанным.
Для подбора подшипника скольжения используется простой расчёт. Зная такие параметры, как диаметр и длина цапфы, частота скольжения можно вычислить напряжённость работы рассматриваемого узла. Полученные результаты применяются для подбора оптимальной модели по классификатору ГОСТ (вариант, ISO/DIN).