Наименование «ступица» присваивается элементу, являющемуся центральной частью детали, совершающей вращательное движение. В её центре имеется посадочное отверстие, предназначенное для установки на ось или вал.
Крутящий момент с последнего передаётся, благодаря наличию шлицевого профиля или паза под шпонку.
В транспортном средстве с колёсным движителем на ступицах крепятся автомобильные колёса.
Виды ступиц и ступичных подшипников
Подшипники, производимые для установки в ступицу колеса, являются наиболее нагруженными изделиями по сравнению с аналогичными изделиями иного назначения, так как фактически именно на них держится вся масса транспортного средства.
К качеству подобных подшипников предъявляются повышенные требования, так как:
· во-первых, данные изделия подвергаются в процессе работы разнонаправленным нагрузкам, величина и направление приложения которых может многократно меняться (разгон, торможение, преодоление препятствия);
· во-вторых, от их надёжности зависит жизнь и здоровье людей и работоспособность транспортного средства.
Наиболее востребованными типами являются радиально-упорные роликоподшипники (однорядные, монтируемые попарно) с конической наружной обоймой. В легковых автомобилях всё чаще ступичные подшипники (радиально-упорные шариковые) встраиваются в ступицу и являются неотделяемым элементом её конструкции.
Основные проявления неисправности ступичных подшипников
Повредить изделие можно даже в автомастерской, при нарушении порядка выполнения операций по замене колеса (пооперационной технологии) либо на этапе ремонта ходовой части автомобиля. Например, сорвать резьбу при фиксации болтов.
Внешними проявлениями, свидетельствующими о том, что ступичный подшипник неисправен, являются:
· возникновение посторонних шумов при движении машины.
Но данный показатель является косвенным, так как аналогично проявляют себя неисправности, возникающие на нескольких различных деталях. Поэтому, в подобных ситуациях, требуется проверить все вероятные точки возникновения неисправности.
· Прямым указанием на выход из строя именно подшипника конкретной ступицы, является её значительный нагрев в процессе работы (при высоких температурах, значительно превышающих рабочие).
Проводить её измерение рукой запрещено, чтобы не получить ожога. Пользуйтесь соответствующими приборами.
· Важной подсказкой о возникших, в ступичном подшипнике, проблемах является изменение люфта, особенно в вертикальном направлении.
При движении автомобиля узел с неисправным подшипником издаёт громкий неприятный гул.
Для оперативного выявления необходимости замены изделия требуется:
· Строго соблюдать рекомендации по пробегу (времени наработки на отказ), имеющиеся в документации на автомобиль;
· Использовать для контроля качества ступичного подшипника специальное оборудование (на СТО), которое выдаёт информацию с вероятностью до 90%;
· Неукоснительно соблюдать последовательность демонтажа неисправного и установки нового изделия.
В противном случае сроки до следующего ремонта могут существенно сократиться.
· Своевременно проводить ТО, включая использование смазки требуемых марок (это касается открытых типов подшипников).