В процессе эксплуатации возможен нагрев подшипников электродвигателя. Эта проблема требует оперативного реагирования, так как может привести к выходу из строя изоляции обмоток, не выносящей больших температур или заклиниванию вала двигателя. Допустимый стандартный нагрев не должен превышать 95°С. Существуют модели, у которых данный порог увеличен до 130°С.
- Когда двигатель можно считать излишне горячим
При значениях температуры, не превышающих 70°С, никаких дополнительных мер предпринимать не нужно. В диапазоне (70-95)°С следует разобраться в ситуации. Возможно, подшипнику необходима внеплановая диагностика или выполнение ТО.
При более высоких температурах требуется постоянно контролировать состояние подшипникового узла. Необходимо выяснить причины нагрева и оперативно устранить их. Если рост температуры продолжается при превышении значения +100°С, двигатель требуется отключить.
- Основные способы определения температуры
- рукой – простейший вариант. Если контакт с корпусом не вызывает сильных болевых ощущений, значит его температура не превышает 60°С;
- контактным термометром – необходимы определённые навыки работы с ним. Замеры необходимо выполнять в местах установки подшипников;
- используя тепловизор – быстро, просто и информативно;
- с применением встроенных датчиков (если таковые имеются). При желании, возможно смонтировать их самостоятельно. Плюс метода заключается в возможности автоматизации контроля в реальном масштабе времени.
- Причины, по которым греется двигатель
Основными причинами, приводящими к нагреву подшипника в электродвигателе, являются:
- избыточное количество смазки в нём (изделие греется от повышенного значения гидравлического трения)
Оно должно соответствовать скоростному режиму эксплуатации изделия (не более 2/3 внутреннего объёма для частот ≤ 1500 об/мин., ½ - при более высоких);
- чрезмерное количество смазочных материалов в полости корпуса узла;
- недостаток смазки внутри изделия (может возникнуть при недостаточных объёмах подачи смазочных материалов, малом исходном заполнении консистентной смазкой, утечке вследствие некачественных уплотнений, иных причин).
В этом случае нагрев обусловлен неустойчивым режимом смазывания.
- неправильно подобранная марка смазки (её вязкость не отвечает рабочим температурам, нагрузочному и скоростному режиму работы подшипника);
- загрязнение смазки механическими примесями, окисление или обводнение последней (весьма часто, из-за повреждения уплотнений или сальников);
- малый радиальный зазор у выставленного подшипника;
- недостаточный осевой зазор;
- излишний натяг (может стать причиной недопустимо малых зазоров, остающихся в парах трения);
- неправильно выполненная регулировка возможных осевых перемещений («игры» подшипника). Наблюдается при использовании упорных и упорно-радиальных моделей;
- перекос обойм вследствие осевых отклонений, допущенных при монтаже на вал (вариант, в корпусе узла);
- повреждение рабочих (контактных) поверхностей (чаще всего, в процессе монтажа);
- износ изделия;
- чрезмерные внешние нагрузки (возникновение таковых может быть обусловлено нарушением балансировки вала, либо иной вращающейся детали).
- Способы устранения причин, приводящих к перегреву
В первую очередь требуется убедиться в технической исправности подшипника и в том, что он не выработал установленного ресурса. В противном случае, его требуется поменять.
Обслужить подшипник:
- удалить старую смазку;
- промыть;
- просушить;
- заложить смазочные материалы в нужных объёмах;
- убедиться в целостности уплотнений и сальников.
Можно решить вопрос посредством замены смазочных материалов на марку, имеющую большую температурную стойкость. Пример, меняют смазку на обычном загустителе на смазочные материалы с комплексным загустителем.
При выявлении попадания влаги, что вызвало повышение температуры и невозможности исключить это в будущем, рекомендуется применять водостойкие сорта смазки. Например, комплексно-кальциевые, либо производимые на основе сульфоната кальция.