Какие бывают смазки?
Смазку для подшипников можно назвать определяющим фактором надежности эксплуатации любого механизма.
Качественная смазка не просто сокращает трение качения или скольжения, но и понижает температуру узла, который неизбежно нагревается в процессе работы, защищает от воздействия среды и, как следствие, запыления и ржавчины, а также помогает избежать деформации детали при вибрации и сильных ударах.
Чтобы выбрать правильную смазку для любых подшипников, нужно разбираться в том, какие бывают смазки.
Какие бывают смазки для подшипников скольжения
Смазка для подшипников скольжения, где движение происходит за счет трения скольжения, может быть сухой, жидкостной, тонкопленочной и газовой.
Самый большой ассортимент предлагают производители сухой смазки. Сухая смазка для подшипников скольжения может быть в наноструктурном состоянии (С, BN, MoS2 и WS2), в виде нанокомпозиционных покрытий (WC/C, MoS2 /C, WS2/C, TiC/C и наноалмаза), в виде алмазных и алмазоподобных углеродистых покрытий, твердых и сверхтвердых покрытий, чешуйчатых пленок из MoS2 и графита.
Также сухая смазка может быть представлены неметаллическими пленками, выполненными из диоксида титана, фтористого кальция, стекла, оксида свинца, оксида цинка и оксида олова. Пленка может быть выполнена из таких мягких металлов как свинец, золото, серебро, индий, медь и цинк. Чешуйчатая пленка производится из углеродных составов – фторированного графита и фторида графита.
Жидкостная смазка для подшипников скольжения может быть гидродинамической и гидростатической. Тонкопленочная – смешанной и граничной, а газовая смазка – это как правильно газодинамическое вещество.
Какие бывают смазки для подшипников качения
Главная задача смазки для подшипников качения – предотвратить качание шариков или роликов с дорожкой качения. Благодаря смазке удается уменьшить трение качения, а значит увеличить срок службы деталей.
Чаще всего для подшипников качения применяется консистентная смазка с добавлением присадок или масло.
Консистентная или густая смазка используется чаще всего, так как она выполняет функцию уплотнителя, снижает шум подшипника в процессе работы, имеет большой срок годности и несет невысокие конструктивные расходы.
В состав консистентной смазки входит несколько компонентов. Это непосредственно масло, вещество для загустения и присадки. Основное масло может быть минеральным или синтетическим, в качестве сгустителя применяются бентониты, силикагели, поликарбамид и металлические мыла. Присадки – это, как правило, какие-то усилители. Они необходимы для защиты от коррозии, окисления, износа, предотвращения трения и прочих негативных факторов рабочей или окружающей среды.
При выборе консистентной смазки необходимо обращать внимание на ее мягкость по классам. Очень мягкая смазка обозначается цифрами 000, самая твердая – цифрой 6. Оптимальный вариант для подшипников качения, которые будут работать в нормальных условиях – твердость смазки от 1 до 4.
Как выбрать правильную смазку
Существует ряд характеристик, на которые необходимо обращать внимание независимо от того, для каких подшипников она будет использоваться.
Прежде всего, следует изучить диапазон рабочих температур смазки и сопоставить информацию с диапазоном рабочих температур механизма, в котором планируется использовать смазку. Если не уточнить этот момент, смазка может загустеть или, наоборот, вытечь, что может привести в поломке узла или целого механизма. В некоторых случаях это обходится очень дорого.
В числе важных критериев при выборе смазки – несущая способность или нагрузка и влияние окружающей среды. Производители добавляют определенные химические элементы в смазки, которые работают в специфических условиях – под ударной или вибрационной нагрузкой, в воде или условиях сильной запыленности.
Если смазка используется в оборудовании для пищевой, фармацевтической промышленности и смежных отраслей, то необходимо обращать внимание на ее пищевой допуск. Смазки с пищевым допуском выполнены из экологически чистых материалов и соответствуют требованиям нормативных правовых актов, которые регулируют пищевую безопасность.