Фрезерные станки применяются для обработки дерева и металла. Их различают по типу управления: ручное, автоматическое или с помощью специализированных цифровых вычислительных устройств.
Основные типы фрезерных станков:
- универсальные
Используются для работы с маленькими и легкими деталями, вертикальными и горизонтальными поверхностями, пазами и углами. В основе конструкции – поворотный стол.
- горизонтально-фрезерные
Функционал схож с функционалом универсальных станков. Ключевое отличие – стол двигается по перпендикуляру из-за отсутствия поворотного устройства.
- широкоуниверсальные
Дополнительная шпиндельная головка на выдвижном хоботе делает станки универсальными, поэтому они позволяют фрезеровать сложные детали, сверлить их, растачивать и зенкировать.
- вертикально-фрезерные
В зависимости от технического исполнения такие станки бывают с консолью и без. Консольные оснащены вертикальным шпинделем - он делает технические возможности станка практически безграничными. Станки без консоли применяются для работы с большими и тяжелыми запчастями, а сам процесс обработки - более жесткий и точный.
- продольно-фрезерные
Используются для работы с крупногабаритными деталями, процесс обработки осуществляется цилиндрическими, концевыми, дисковыми и фасонными фрезами.
Оснастка и приспособления для фрезерных станков
Технические возможности фрезерного станка не ограничены положением шпинделя, наличием или отсутствие поворотного устройства и типом фрезы. Любой станок можно усовершенствовать благодаря использованию дополнительных устройств, например, направляющей линейки или шипорезной каретки.
Оснастка может быть универсальной и специальной. Универсальная - оправки для крепления режущего инструмента, поворотные столы, тиски, прихваты и делительные головки - подходит практически для всех станков. Специальная оснастка используется для определенных моделей станков.
Все приспособления, которые используются на фрезерных станках, должны обладать жесткими корпусами и крепкими зажимами.
Инструмент
Основной инструмент, который используется во всех фрезерных станках – фреза, оснащенная одним или несколькими лезвиями, с помощью которых происходит процесс обработки. Фрезы бывают простыми, то есть ведомыми по упору, либо с направляющими подшипниками. Также есть комбинированные фрезы, которые позволяют менять местами режущие части и подшипники, а значит выполнять более сложную обработку.
По геометрическому исполнению выделяют цилиндрические, дисковые, торцовые, червячные, фасонные и другие фрезы. Режущая часть фрезы чаще всего выполнена из стали, минерало- или металлокерамики, массива кардонной проволоки, реже – алмаза. От типа материала зависит и стоимость фрезы.
Фрезы, в которых используются сменные твердосплавные или стальные пластины, называются фрезерными головками.
Запчасти для фрезерных станков
Для обеспечения бесперебойной работы фрезерных станков используются такие запчасти как фрикционные муфты и диски, коробки подач и скоростей, винты, валы, гайки, шестерни и втулки.
Критически важными элементами в механизме фрезерных станков являются подшипники. Они используются в основных инструментах – фрезах и шпинделях.
Использование подшипников во фрезах позволяет сделать процесс обработки более точным, так как глубина фрезерования регулируется именно за счет подшипника.
Подшипники для фрез, как правило, выполняются в трех основных вариациях:
1. Стандартный подшипник – диаметр от 3.17 до 35 мм, без обоймы.
2. Цилиндрический подшипник – диаметр от 4.76 до 19.05 мм, овальная обойма выполнена из фторпласта.
3. Подшипник «с копировальным башмаком» - диаметр от 4.76 до 19 мм, треугольная обойма выполнена из фторпласта.
Фреза закрепляется в шпинделе, в котором применяются прецизионные или подшипники шпинделя. Детали относятся к 2 или 4 классу точности, чаще всего имеют угол контакта 25 или 15, рабочая температура может достигать +100 градусов.
Подшипники шпинделя бывают стандартными, высокоскоростными, оснащенными керамическими шариками и уплотнениями. Монтируются шпиндельные подшипники по принципу тандема – это значит, что два подшипника фиксируются на переднем конце шпинделя и два – на заднем. Если необходимо, то могут использоваться три или четыре подшипника на каждом конце шпинделя.