В области машиностроения производство подшипников – это отдельная отрасль, охватывающая на сегодняшний день большое пространство, так как существует множество заводов по изготовлению подшипников. Как развивалась отрасль раннее, сколько в СССР было подшипниковых заводов и что сегодня в остатке? Об этом пойдет речь ниже.
Что было при Советском Союзе?
В Советском Союзе насчитывалось не больше 40 заводов, занимающихся изготовлением подшипников. В это количество входят и заводы, которые осуществляли и ремонт, а также изготавливали тела качения. После развала Советского Союза количество заказов значительно сократилось, заводы вынуждены были выживать самостоятельно и кто как мог. В то время Межреспубликанский концерн «Подшипник» провел исследования, в результате чего удалось установить: функционировать продолжали двадцать один завод, пять из которых входили в ЕПК и 3 завода имели незначительные обороты, неполный цикл производства.
К числу полноценно функционирующих заводов относились:
- ЕПК – Москва.
- ГПЗ-2 – Москва.
- ЕПК – Саратов.
- ЕПК – Самара.
- Приборных подшипников – Самара.
- Самарский подшипниковый – Самара.
- Волгоградский подшипниковый – Волгоград.
- Десятый подшипниковый – Ростов-на-Дону.
- ЕПК Волжский – Волгоградская область.
- Приборных подшипников – Томск.
- Какие производства еще функционировали?
Сколько в СССР было подшипниковых заводов и что сегодня в ОСТАТКЕ? Отметим такие:
- Средневолжский подшипниковый – Самара.
- Курская Подшипниковая компания – Курск.
- ВНИПП – Москва.
- Шумихинский завод подшипниковых иглороликов – Шумихи, Курганская область.
- ОК-Лоза – московская область, Сергиев Посад.
- Пензенский подшипниковый – Пенза.
Представленные мануфактуры сконцентрировали свое производство на территории России, оставшиеся пять производителей были представительствами Украины, Беларуси, Казахстана и Узбекистана.
Если говорить про предприятия с неполным циклом, то это нужно отметить:
- СПЗ-4 – Самара. Они производили шариковые однорядные радиальные подшипники, диаметр которых не превышал 60 мм.
- СКФ Тверь. Занимался производством железнодорожных подшипников.
- ГПЗ – Вологда. Занимались выпуском шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, диаметр которых не превышал 60 мм.
Ситуация на сегодняшний день
Сегодня многие заводы прошлого века стали брендами современных организаций, ведь их названия до этого были на слуху у потребителей. К примеру, 6 ГПЗ и 4 ПЗ.
СССР подшипниковые заводы на сегодня
В Москве функционирует ГПЗ-1, основанный еще в 1932 году. Сейчас ведется активная модернизация. ГПЗ-2 первоначально был создан в Москве, а в2016 году после реорганизации получил название ГПЗ-2 Тверь.
Также в нынешнее время производство подшипников продолжается заводами: ГПЗ-3, ГПЗ-4, ГПЗ-5, ГПЗ-6, ГПЗ-9,ГПЗ-13, ГПЗ-14, ГПЗ-15, ГПЗ-16. Это те мануфактуры, которые охватывают территорию России. Многие со времен Советского Союза после реорганизации продолжили деятельность на территории других стран.