Показатель, информирующий о фактических предельных отклонениях параметров конкретного подшипника от их номинальных значений, именуется классом точности.
Разделение продукции по данному параметру обеспечивает выбор изделия, обладающего оптимальным соотношением, в плане соответствия техническим требованиям и точности, которая не является избыточной. Это позволяет отказаться от закупки необоснованно дорогих моделей.
Классы точности, установленные для подшипников качения российского производства
Базовым нормативом является 520-2011, действующий на территории РФ с 01.07.12. Его положения не распространяются на изделия специальных видов использования, а также на типы с особенностями конструктивного исполнения (пример, игольчатые, имеющие штампованную внешнюю обойму).
С учётом требований, устанавливающих максимально допустимые отклонения допусков формы и размеров, точности вращения и взаимного размещения поверхностей подшипников, стандарт устанавливает (от максимальных к минимальным) классы точности:
- для радиальных роликоподшипников и шарикоподшипников, для радиально-упорных шариковых – 2, Т, 4, 5, 6;
- для конических роликоподшипников – 2, 4, 5, 6, 6Х, нормальный, 0;
- для упорно-радиальных и упорных – 2, 4, 5, 6, нормальный.
В приложении «Б» к настоящему ГОСТ приведены таблицы соответствия отечественной классификации классов точности тем, которые установлены международными стандартами и национальными стандартами, используемыми ведущими производителями подшипниковой продукции.
Нормальный класс точности всех изделий, кроме конических, обозначается «0».
Для последних используются следующие обозначения:
- 0 – класс точности нулевой;
- N – нормальный;
- Х – класс точности 6Х.
Обозначение «0» ставится только в случаях, когда левее него стоит минимум один значащий символ маркировки.
На что оказывает влияние класс точности
Введение данной классификации позволило стандартизировать допустимые ограничения и допуски целого ряда базовых геометрических параметров подшипника: его ширины (высоты), внутреннего и внешнего диаметров, конуса и фаски, которые требуется соблюдать при монтаже изделия в посадочное отверстие корпуса или на вал.
Наличие допустимых граничных пределов, при соблюдении последних в процессе обработки изделия, прямо влияет на допустимую величину биений и остальные эксплуатационные характеристики подшипника.
Классом точности, например, определяются:
- max разрешённая частота вращения.
Пример. При увеличении класса точности с «0» до «5», для радиального шарикоподшипника, разрешённые скорости возрастают в 1,5 раза. До «4» - в два раза.
Для радиально-упорных роликоподшипников конического типа соответствующие показатели составят рост в 1,1 и 1,2 раза соответственно.
- шумность работы;
- степень вибрации;
- потери на тепловыделение и трение.
В конечном счёте, всё это прямо влияет на КПД.
Важно помнить, что каждый элемент конструкции подшипника имеет собственный класс точности изготовления. Подшипнику в сборе присваивается меньший изо всех.
Изделия классов 2, Т, 4 именуются прецизионными.
Класс точности существенно сказывается на его цене. Пример. Подшипник типа 46115 «0» степени точности предлагается по 700 рублей, а класса «Т», уже по 2500 руб.
Класс точности подшипника скольжения
Для подшипниковой продукции данной группы классы точности установлены нормативом 4386-3-96. Критерий введён для оценки влияния имеющейся шероховатости контактных поверхностей, появляющейся при работе (при граничном трении в режимах пуск/остановка).
Настоящий ГОСТ ИСО вводит пять классов, учитывающих фактическое состояние поверхностей скольжения, от «А», к которому относятся изделия, имеющие максимально гладкие контактные поверхности, до «Е» - максимально шероховатые.